Диагностика и развитие мышления

Способность человека анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать разнообразные данные, устанавливать причинно – следственные связи, делать обобщающие выводы из своего или чужого опыта, и выводить общие выводы из имеющихся знаний – это и есть умение мыслить. А уметь мыслить – значит уметь владеть знаниями.

Школьное образование направлено на развитие мышления учащихся. Знания сами по себе малоценны, если школьник не умеет ими пользоваться, применять в нужной ситуации для решения той или иной проблемы. Поэтому для развития мышления важно научиться совершать умственные действия с учебным материалом. Мышление по правилу, то есть абстрактно – логическое (или отвлеченное) мышление, лежит в основе решения математических, физических, химических, грамматических и других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе.

Обычно этот тип мышления только начинает развиваться в младшем школьном возрасте, однако в школьную программу уже включаются задания, требующие решения в абстрактно-логической форме. Это и определяет трудности, возникающие у детей в процессе обучения. Это проявляется в том, что ребенок плохо владеет абстрактными понятиями, которые невозможно воспринять при помощи органов чувств (например, понятиями “уравнение”, “площадь” и т. д.).

Мы предлагаем упражнения, которые развивают абстрактно-логическое мышление.

Наша программа развития мышления содержит эффективные упражнения, развивающие все мыслительные операции, необходимые для его полноценной работы и облегчающие обучение в школе:

Анализ – мысленное разделение предметов и явлений на части или свойства (цвет, форма, вкус и т. д.) Синтез – мысленное объединение частей или свойств в единое целое. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различия между ними. Абстрагирование – выделение существенных признаков и отвлечение от несущественных. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признаком. Конкретизация – операция обратная обобщению – из общего определения выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений к определенному классу.

В программу развития мышления входят также упражнения на развитие других типов мышления: наглядно-образного (решение задач с использованием наглядных представлений) и наглядно-действенного мышления (решение задач через практические пробы с реальными объектами).

Общая продолжительность занятия с ребенком 30 минут (В это время не входит обсуждение результатов занятия с родителями).